О готовности к школе

 

Каждому человеку – свое дело,

И каждому делу – свое время.

Эзоп

 

Мамы и папы детей-шестилеток, напуганные перспективой четырехлетнего пребывания в начальной школе, считают, что если малыш умеет немного читать и считать, то он готов к школе. Так ли это?

  Нет, не так. Для того чтобы ребенку было комфортно в школе, необходимо наличие так называемой готовности к школьному обучению. В структуре готовности можно выделить следующие компоненты:

Физическая готовность: соответствие роста, веса его возрасту, то

есть ребенок должен достичь физической зрелости, достаточной для учебного процесса. А у сегодняшних детей чуть ли не у 95% новорожденных различные функциональные нарушения, которые к школьному возрасту не всегда компенсируются. Многие дети седьмого и даже восьмого года жизни затрудняются вдеть  нитку в иголку, пришить пуговицу, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть и расстегнуть крючки и молнии. И не потому, что их этому не учили. Здоровый ребенок сам многому учится: увидел, как кто-то что-то сделал, ему стало интересно, он повторил. А вот другой хочет, да не может. Естественно, в школе у него сразу возникают проблемы с письмом, он пишет  медленно, коряво, неаккуратно, потому что физическое состояние ребенка и его психические возможности очень тесно связаны. У детей семи-восьми лет самое слабое место – мышцы спины. Высидеть даже 30 минут в фиксированной позе за партой им очень тяжело. Они устают физически

Мелкая моторика- основа развития, и если она не развита, не стоит удивляться недоразвитию речи. Такие дети приходят в школу с убогим словарным запасом и не могут ничего пересказать. А если нет речи, нет богатства восприятия окружающего мира, нет его постижения. Яркое отставание начнется уже в третьем классе, потому что учебный процесс из наглядно-образного переходит в абстрактно-логический.

Маленькому крохе предстоит адаптироваться (приспособиться) в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Кто задает эти правила? Всегда ли ожидания взрослых (педагога, в частности,) соответствуют возможностям ребенка? И тогда в довершение  тех нагрузок, которые дает обучение, добавляется стресс и тревога, вызванные сложностью и непонятностью новой социальной ситуации.  

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой  возможно развитие и протекание учебной деятельности.

   Если малыша слишком рано отдали в школу, а он не справился с нагрузками и к проблемам здоровья прибавились эмоциональные проблемы, ждите беды. У вас вырастет закомплексованный неудачник. И необязательно тихоня. Комплексы подтолкнут его к агрессии, алкоголю и т.д.

Конечно, не все так пессимистично, и многие беды можно предотвратить.

Прежде чем отправлять шестилетку в школу, папы   мамы должны хорошо подумать. По новым санитарным нормам прием детей в первый класс, не достигших 6 лет и 6 месяцев не допускается. Тем, кому больше 6 с половиной, но меньше 7, школа может принять только после заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Именно здесь возможно принять решение совместно с медициной, педагогами и родителями.

Если такое решение принято, то нужно поберечь ребенка хотя бы в первый год. Пусть много двигается, бывает на воздухе, получает полноценное питание, достаточно отдыхает. Давно известно: если родители хотят,  чтобы ребенок справлялся с большими учебными нагрузками, физические нагрузки он должен получать пропорционально увеличивающимися. То есть, чем больше учится, тем больше должен заниматься физкультурой и спортом. Когда ребенок получает адекватные физические нагрузки, когда с ним много общаются, гуляют и играют, тогда и закладывается фундамент для формирования высшей психической функции. Ни искусственно тормозить, ни искусственно подстегивать ребенка нельзя. Если малыш легко берет тот материал, который вы ему предлагаете, ну и слава Богу. Но когда в кроху с преобладанием чисто игровых интересов, да еще с гиперактивностью буквально впихивают знания, последствия самые печальные.   Ребенок утром с трудом поднимается, капризничает, у него снизился аппетит, он не хочет общаться с друзьями? Значит, он хронически переутомлен. А физическое истощение неизбежно повлечет за собой снижение иммунного статуса, неврозы, нарушения школьной адаптации, отставание в учебе.

Несколько слов о гиперактивности. Причины излишней двигательной активности могут быть разными: следствие черепно-мозговой травмы, психотравмирующие ситуации, несформированность лобных отделов мозга, например, из-за злоупотребления родителями алкоголем. Конечно, это тема отдельного разговора, но все же скажу, что проблема гиперактивности  проявляется особенно остро у мальчиков. Непоседливы, неусидчивы, неуравновешенны, плохо слушают обращенную речь, затрудняются выполнять инструкции. Понятно, что материал не усваивается. Прежде, чем отдать шестилетнего мальчика в школу, необходимо посоветоваться со специалистами, и решить в пользу ребенка. Но прежде, чем не решите окончательно, не обещайте малышу, что он скоро пойдет в школу. «Синдром несбывшихся ожиданий» - это тоже неприятная ситуация, и лучше Вашему ребенку ее избежать как можно дольше.

 

 

 

  Ефимова Г.А., главный специалист Управления образования

Hosted by uCoz