ГЕРАЛЬДИКА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

 

 

Одной из наиболее ярких черт наше­го времени является обращение к исто­рии Государства Российского. В этом — и чувство вины перед нашим прошлым, ее святынями, и желание избавиться от стереотипов и мифов, так долго наса­ждавшихся в наше сознание. Но на этом благородном пути искателя исти­ны ожидает множество не только пре­пятствий, но и искусов. И один из наи­более сильных — создание новых ми­фов.

Сколь необычным было появление пару лет назад разноцветных полотнищ флагов на митингах не только в столи­цах республик, но и в Москве и Ленин­граде. Со временем национальные фла­ги республик легализировались, а то и получили официальный статус. Веро­ятно, такова будет и судьба русских национальных символов. Однако сму­щает то обстоятельство, что уже сей­час в связи с ними складывается мифо­логический ряд, основанный и на тради­ционных легендах, и на современных геральдических байках. Попробуем вне­сти ясность в этот запутанный вопрос.

История русского флага начинается в XVII веке. Сразу оговоримся, что в России флаг официально назывался не государственным, а национальным.

 

В 1667 году впервые появляется флаг с сочетанием бело-сине-красных цве­тов. В 1680-х годах — полосатый бело-сине-красный флаг, который в 1705 го­ду назван «...торговых коммерческих и промышленных российских судов флагом». В таком качестве он суще­ствовал до 1917 года.

 

 

 

 

Символом Воен­но-морского флота с конца XVII века становится флаг с синим Андреевским крестом. Он просуществовал до конца империи, а в годы гражданской войны поднимался на военных кораблях бе­лых. Заметим, что по международной традиции военно-морские корабли име­ли особый флаг, в то время как торго­вый флаг одновременно являлся нацио­нальным или государственным.

 

 

 

В 1858 году был введен черно-желто-белый флаг под названием Гербового народного флага. В 1873 году он пере­именован в национальный. За бело-сине-красным сохранено значение ком­мерческого. а с 1883 по 1917 год имен­но он взамен черно-желто-белого счи­тался национальным.

 

 

 

 

 

 

В 1914 году для употребления в ча­стном быту был учрежден флаг, кото­рый должен был явиться символом еди­нения царя с народом. Этот флаг пред­ставляет собой бело-сине-красное по­лотнище, на котором в верхнем углу у древка помещен желтый квадрат с черным двуглавым орлом. Таким об­разом, этот флаг представляет собой соединение царского штандарта, учре­жденного Петром Великим в 1700 году, с национальным флагом.

 

 

В записи заседания Юридического совещания при Временном правитель­стве 25 апреля 1917 года сказано, что, не усмотрев в бело-сине-красном флаге никаких династических признаков или монархических эмблем, предлагается сохранить его и почитать националь­ным.

Т. ВИЛИНБАХОВ, старший научный сотрудник Эрмитажа

 

…Началом российского государ­ственного герба принято считать 1497 год, когда на печати, прикреп­ленной к Меновой грамоте Ивана III Васильевича с его племянниками, князьями  Полоцкими,  появилось изображение двуглавого орла. Тогда же, в ознаменование свержения монголо-татарского ига, на шпице Спас­ских ворот Московского Кремля по­явилось и его монументальное изоб­ражение. Позже герб был установлен и на Никольской, Троицкой, Боровиц­кой башнях.

Интересна история герба. Пришел он в Россию на правах престолона­следия через освященный Римской католической церковью брак Ивана III Васильевича с наследницей ви­зантийского престола царевной Со­фьей Фоминичной Палеолог, племян­ницей последнего императора Визан­тии Константина XI.

 

Обретя вторую родину, герб здесь сразу полюбился. Его изображали на предметах, обложках и титулах книг, славили аллегориями:

Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет.

Криле простер, объемлет всего мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крылами добре покрывает.

Насколько важен и престижен был этот символ для государства, можно судить по письму Ивана IV шведско­му королю. На его упреки Грозный, в частности, отвечает; «А что писал оси о Римском царства печати и у нас своя от прародителей наших; а Рим­ская печать нам не диво. Мы от Авгу­ста Кесаря родством ведемся».

Как замечает А. Лакиер («Русская геральдика», С.-П6., 1855), любовь к гербу была так велика, что для него ничего не жалели и к усовер­шенствованию герба привлекались лучшие силы. Например, царем Але­ксеем Михайловичем был приглашен из Австрии Лаврентий-Курелич, име­новавшийся «Священного Римского государства герольд».

Своей неповторимой образностью, необыкновенной выразительностью и высокой художественностью сим­вол этот покоряет. Что касается на­слоений в виде гербов царств, ханств, городов...— ответствен не ху­дожник, а политика. Кстати, наслое­ния были сняты Февральской рево­люцией, что, разумеется, не означа­ло ликвидации самого государствен­ного символа.

Гербы эти содержали региональное значение, каждый по-своему славен, например, герб Кня­жества Московского. Под этим герои­ческим символом до передачи «эста­феты» орлу шло формирование госу­дарства. Но приходится предъявить «иск» и к Февральской революции. Логически реформа герба вроде бы оправдана, понятно, почему сняты «венцы» (короны). Но... гений худож­ника при всем при этом, как видно, не присутствовал. Могучего, величе­ственного орла превратили в какого-то бройлера.

Вопрос и к Великой Октябрьской социалистической революции. Ра­зумно ли было лишать отечество столь славной исторической релик­вии — двуглавого орла?

Выясняется   и   недоразумение. Укоренилось обывательское пред­ставление, будто двуглавый орел являлся гербом династии Романо­вых. В действительности владели Романовы гербом дворянским. На нем изображен геральдический гри­фон. Утверждался этот герб по пра­пору (знамени) предка Романовых воеводы боярина Никиты Ивановича Романова, участника походов Ивана Грозного. Никита Иванович сражал­ся на Ливонской войне, в 1575 году лично участвовал во взятии г, Пернова...

А. СУХАНОВ, художник.

Hosted by uCoz