Приемы организации учебной деятельности.

 

 

Общая организация домашней работы.

1.       Осознать цели домашней работы и их важность.

2.       Приготовиться к работе так, чтобы соблюдать психологические и гигиенические правила учебной деятельности.

3.       Ознакомиться с заданиями, определить в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, лёгкие и трудные).

4.       Вспомнить, что изучали на уроке, посмотреть записи в тетрадях.

5.       Прочитать и освоить материал учебника.

6.       Выполнить письменные задания.

7.       Составить план устного ответа.

8.  Проверить выполнение всей  работы в целом.

 

Выполнение письменной домашней работы.

 

  1. Прочитать задания для письменной работы, понять их.
  2. Подумать, какие приёмы их выполнения следует использовать (пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, образцами, памятками).
  3. Если нужно, предварительно выполнить задания полностью или частично на черновике.
  4. Проверить тем или иным способом правильность выполнения задания.
  5. Записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради.

 

Общий самоконтроль домашней работы.

 

 

1.      Проверять работу по ходу выполнения и сразу исправлять допущенные ошибки.

2.      Пересказывать изучаемый материал своими словами.

3.      Восстанавливать в памяти план изучения темы.

4.      Проверять усвоение теории её применением.

5.      Использовать специальные приёмы самоконтроля, связанные с особенностями изучаемого материала.

6.      Обращаться к справочникам, таблицам, словарям, энциклопедиям.

7.      Выполнять тестовые задания с выбором ответа.

 

 

Общий приём работы с учебником.

 

1.        Найти задание по оглавлению.

2.        Обдумать заголовок (т.е. ответить на вопросы: о чём пойдёт речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?).

3.        Прочитать содержание пункта (параграфа).

4.        Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

5.        Задать по ходу чтения вопросы (например, такие: о чём здесь говорится? Что мне уже известно об этом?

     С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно

      применить? Когда и как применять?) и ответить на них.

6.        Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7.        Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8.        Изучить определения понятий.

9.        Изучить их основные свойства (правила, теоремы, формулы).

10.    Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11.    Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12.    Привести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13.     Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., используя свои обозначения.

14.    Запомнить материал, используя приёмы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические приёмы).

15.    Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16.    Придумать и задать себе такие вопросы.

17.    Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

 

Усвоение и запоминание теоремы.

 

1.             Прочитать формулировку теоремы (по учебнику, тетради), понять её смысл, используя имеющуюся иллюстрацию.

2.             Если чертежа нет, сделать его, если есть, самостоятельно воспроизвести.

3.             Изучить содержание теоремы.

4.             Выучить формулировку теоремы.

5.             Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу и стараться в первом чтении понять его основную идею.

6.             При вторичном чтении уделить внимание деталям доказательства и обоснованию его шагов; если что-то забыто, восстановить в памяти.

7.             Воспроизвести доказательство устно или письменно.

8.             Сделать другой чертёж и краткую запись доказательства.

9.             Доказать теорему самостоятельно с помощью своего чертежа.

10.  Если нужно, проверить себя, прочитав доказательство ещё раз.

11.   Попробовать найти другой способ доказательства.

12.   Если не всё понятно, отметить неясное и обратиться к учителю.

 

Контроль усвоения теоремы.

1.      Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы.

2.      Доказать теорему самостоятельно.

3.      Проверить, правильно ли использованы при доказательстве известные теоремы и определения.

4.      Проверить правильность выполнения чертежа.

5.      Проверить ход доказательства.

6.      Проверить удалось ли достичь цел

 

 

Решение показательных уравнений и неравенств.

 

1.      Определить, является ли данное уравнение (неравенство) простейшим, т.е. вида аf(x)= ag(x ) (af(x) > ag(x)) (если «да», то п.4 , если «нет» - п.2).

2.      Установить, какие и в каком порядке нужно выполнить тождественные и равносильные преобразования, чтобы привести уравнение (неравенство) к простейшим (общие для всех уравнений и неравенств преобразования – см. в общем, приёме – и специальные, основанные на свойствах показательной функции и степеней – уравнивание оснований степеней, действия со степенями, логарифмирование, переход от сравнения степеней к сравнению их показателей на основе свойства монотонности показательной функции).

3.      С помощью выбранных преобразований привести уравнение (неравенство) к простейшему.

4.      Заменить данное уравнение (неравенство) равносильным алгебраическим уравнением f(x) = g(x) (неравенством   f(x) > g(x) при   a > 1  и  f(x) < g(x) при 0 < a < 1).                               

5. Решить полученное уравнение (неравенство), используя соответствующий приём.

6. Если нужно, сделать проверку, исследование, выполнить дополнительные  требования к задаче.

7.   Записать ответ, используя приёмы записи решения.

Замечание: Аналогично выглядят приёмы решения целых, дробно-рациональных, иррациональных, логарифмических и тригонометрических уравнений и неравенств. 

 

Решение уравнения (неравенства, системы) графическим методом.

 

1.      Определить, можно ли преобразовать каким-нибудь способом уравнение (неравенство) к виду f(x) = g(x). (f(x) > g(x)).

2.      Если п.1 имеет место, выполнить преобразования, выбрав f(x)  и  g(x) наиболее простого вида.

3.      Построить графики функций  y = f(x)   и   y = g(x)  в одной и той же системе координат.

4.      Найти абсциссы точек пересечения графиков, каждая из них есть x0 – корень данного уравнения.

5.      Найти промежутки оси абсцисс (связанные с x0), для которых график функции y = f(x) расположен

     выше графика функции   y = g(x), каждый из них есть решение данного неравенства.

6.      Найти ординаты точек x0      y0, каждая пара (x0 , y0) есть решение  системы уравнений.

7.      Записать ответ.

 

 

Решение неравенства методом интервалов.

 

        1.  Определить, можно ли преобразовать каким-нибудь способом неравенство к виду   f(x) > 0   или  f(x) < 0.

        2.  Если   п.1 имеет место, выполнить преобразования, выбрав f(x) наиболее простого вида.

        3.  Найти корни функции  y = f(x)   в области её непрерывности и точки разрыва, если они существуют – критические точки функции.

       4.  Отметить полученные значения  х   на числовой оси.

        5.  Определить знак функции в каждом из полученных интервалов числовой оси (вычислением значения функции в удобной точке интервала или на основании теоремы о свойстве непрерывной функции).

         6.  Выбрать требуемые по условию интервалы и записать ответ.

 

  Общая организация классной работы.

 

1.                Готовься к каждому занятию; это повышает настрой и продуктивность работы, выкладывает радость познания, создаёт базу для успешного усвоения нового.

2.                Приходи на занятия не перед звонком, а на 10 – 15 минут до него, чтобы подготовить рабочее место и  настроиться психологически.

3.                Внимательно следи за ответами товарищей, мысленно  отвечай вместе с ними, анализируй их ответы вместе с учителем; можно поставить себе за это отметку (но не завышай её).

4.                Отвечай на уроке по составленному плану, участвуй в анализе своего ответа и его оценке.

5.                При изучении нового материала включайся во все познавательные процессы.

6.                Активно участвуй во всех формах учебной деятельности на уроке.

 

 

Общий приём групповой работы на уроке.

1.                            Получить задание для групповой работы.

2.                            Распределить, какую часть задания и в какой последовательности будут выполнять члены вашей группы.

3.                 Выполнить  задание по составленному плану, комментируя при необходимости свои действия и помогая товарищам.

4.                 Проверить друг у друга в определённом порядке правильность выполнения задания.

 

5.                            Свериться с ответами учителя, у консультанта.

6.                            Устно разобрать ошибки.

7.                            Выполнить работу над ошибками в тетрадях, при необходимости консультируясь друг с другом или с учителем.

8.                            Ещё раз проверить правильность выполнения задания и оценить свою работу.

9.                             Представить результаты работы группы в заданном виде

 

 

Участие в дискуссии (споре).

1.                               Выяснить предмет дискуссии (спора).

2.                               Чётко сформулировать свою точку зрения.

3.                 Доказывать свою правоту двумя способами – приводить убедительные доводы и опровергать доводы противоположной стороны.

4.                 Не переходить к взаимным оскорблениям, не стремиться унизить противника.

5.                 Вести спор не для того, чтобы победить, а для того, чтобы установить истину.

 

 

Усвоение и запоминание определения понятия.

 

1.                                  Запомнить общую структуру определения понятия.

2.                 Выделить составные части этой структуры в определении, которое нужно запомнить.

3.                 Уяснить и запомнить отдельные составляющие части определения.

4.                  Запомнить определение в целом.

 

 

Контроль усвоения определения понятия.

              Проверить, правильно ли:

1.                               назван термин (определяемое понятие);

2.                               указан род (родовое понятие), является ли оно ближайшим;

3.                               указаны видовые отличия, являются они необходимыми, достаточными признаками понятия;

4.                               указаны связи между признаками понятия;

5.                               сформулировано и построено предложение в целом.

 

Общий контроль решения задачи.

 

                Необходимо выполнить одно или несколько из следующих действий:

1.                        Проверить правильность записи условия.

2.                        Свериться с ответом (образцом).

3.               Проверить ход решения, правильно ли использован приём, составленный план.

4.                         Проверить вычисления и преобразования.

5.                         Проверить правильность записей и чертежей.

6.                         Проверить полученные результаты по условию задачи.

7.                        Решить обратную задачу.

8.                        Сделать примерную оценку искомых результатов (прикидку).

9.                        Исследовать решения, рассмотреть частные случаи.

10.                    Испытать полученные результаты по косвенным параметрам.

11.                    Рассказать кратко ход решения задачи.

12.                    Повторно решить задачу (можно другим способом).

13.                    Проверить решение у товарища.

 

Составление плана устного ответа.

 

1.                 Выделить понятия, которым нужно дать определение.

2.      Выделить их свойства (теоремы, правила, формулы), которые нужно сформулировать (доказать, обосновать).

3.            Выделить понятия и свойства из ранее изученных, на которые нужно ссылаться при ответе (доказательстве, обосновании).

4.                 Составить обоснования (доказательства).

5.                 Продумать записи на доске во время ответа.

6.                 Показать, где и как применяется изученный материал.

7.                 Сделать вывод.

 

 

Подготовка доклада (реферата).

 

1.               Продумать тему своей работы, в общих чертах определить её содержание, составить предварительный план.

2.                            Составить список литературы, которую следует прочитать.

3.               Читая литературу, отмечать и выписывать всё, что должно быть включено в работу.

4.               Разработать возможно более подробный окончательный план, возле всех его пунктов и подпунктов сделать ссылки на литературу.

5.                            Во вступлении к работе раскрыть значение темы.

6.               Последовательно раскрывать все пункты плана, обосновывая основные положения и иллюстрируя их конкретными примерами.

7.                            Постараться отразить своё личное отношение к теме.

8.               Писать грамотно, точно, кратко, разделяя текст на абзацы, не допуская пустословия и повторений, ссылаясь на список литературы.

9.                            Сделать вывод в конце работы.

    Самокритично прочитать свою работу, устранить все замеченные недостатки, переписать работу начисто.

Hosted by uCoz