Истолкование стихотворения Анны
Ахматовой «Вечером»
Когда
говорят об Ахматовой, я всегда представляю себе одно: Женщина. Удивительная, гордая, красивая, непокорная... Ведь любовь – движущее
начало всей лирики Ахматовой. Помните, в одном из стихотворений она назвала
это чувство «пятым временем года»? И все остальные четыре обычных времени
видятся ею сквозь призму этого необычного, пятого.
Когда-то на башне у Вячеслава Иванова Александр Блок
сказал: «Анна Андреевна пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо – как бы
перед богом». Но разве земная любовь к мужчине, к Нему не может стать главным
предметом поэзии? «Великая земная любовь» становится
естественным состоянием жизни поэта, и потому стихотворения Ахматовой оставляют
впечатление непривычной интимности.
Перед нами как будто сплошная автобиография,
дневник души. Но эта особенность отражает не только духовный склад поэта – она
говорит о своеобразии художественного метода.
Наиболее характерной в
этом отношении можно считать книгу «Четки» (
Стихотворение «Вечером» было написано в 1913
году. Какими событиями в личной жизни автора отмечено это время? В 1910 году – венчание
с Гумилевым, потом – поездка в
Италию. В 1912 году родился сын Лев. Ахматова живет в Слепневе, пишет, спокойна,
счастлива. И критики, и биографы единодушно утверждают: сборник «Четки» связан
с любовной коллизией «Ахматова – Гумилев».
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду...
Тревожное состояние души. Тоска без любви на фоне плачущих звуков мелодии дается контрастом в одной строфе с «вещным» миром, который по-акмеистски изыскан, утончен. Мифические для теперешнего читателя «устрицы во льду» здесь вовсе не пища, а натюрморт, передающий букет запахов далекого, безграничного моря. И вспоминается из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» Свежий и острый запах моря в стихотворении Ахматовой предвещает любовь. Предчувствие не обманывает:
Он мне сказал: «Я верный друг!»
И моего коснулся платья...
Его присутствие рядом воспринимается как явление
полубога:
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук...
Конкретная бытовая реальность на мгновение
уступает место открывающемуся духовному зрению. Прозрению. В духовном мире
поэта сидящий рядом мужчина есть воплощение идеи Вечной Мужественности (по
аналогии с блоковской Вечной Женственностью):
сильный, подчиняющий, под взглядом и лаской которого хочется раствориться:
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных...
Рядом бог, но бог любимый, радостный, земной, жданный:
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
Его спокойствие не пугает, женщина ничего не
требует от него все, что нужно, –
чтобы он был рядом. И тоска уходит,
остается там, где «скорбных скрипок голоса». Разливается счастье и благодать, и
женщина благодарит небо за дарованное ей чувство:
Благослови же небеса:
Ты первый раз одна с любимым.
Музыка любви звучит в каждом стихе. Слушая ее,
думаешь: да, любовь бывает болью, отчаянием, бывает неразделенной, и все-таки
ее мгновения – великое счастье. Лучшие моменты жизни.
Из замкнутого круга
любви в стихотворении Ахматовой есть выход только один: в «невыразимое горе». И потому не случайно в первой и последней строфах звучат
томительные, жалобные голоса скрипок, а мужская рифма первого и четвертого
стихов окольцовывает вторую и третью - женскую. Чувство любви в этом
стихотворении находит новое выражение. Поэт не рассказывает подробно о
переживаниях своей героини; речь скупа, лаконична, но очень интенсивна. Едва ли
не каждое слово в стихе рождает ассоциации, приобретает боковые смыслы, само
же чувство сгущается в сюжете – автор говорит о начале любви.
Очень интересен и звуковой строй стихотворения.
Пронзительность и напряженность запахов и звуков передается аллитерационными
парами («остро – устрицы», «скорбных – скрипок»), а мягкий внешний мир
лежит «на блюде – во льду».
Эпитеты густы: «невыразимое горе», «наездниц
стройных», «скорбных скрипок голоса». Воображение поэта рождает удивительные
метафоры: «легкое золото ресниц», «скрипок голоса».
Все оттенки душевных движений, малейшую
подробность чувства Ахматова вмещает в строгие рамки классических размеров.
Стихотворение написано великолепным четырехстопным ямбом. А четыре строфы – как четыре
времени года. Но над ними царит и бесконечно разливается пятое – вечное – Любовь.