Изобразительные
средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами
поэтической речи.
Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.
Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в
рядом стоящих прозаических фразах:
Как ни гнетет
рука судьбины,
Как ни томит
людей обман,
Как ни браздят чело морщины... (Ф. И. Тютчев)
Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания
в конце стихотворной строки:
Степям и дорогам
Не кончен счет;
Камням и порогам
Не найден счет... (Э.
Багрицкий)
О других видах повторов (эпаналипсисе, анадиплосисе, симплоке) вы можете прочитать в специальной литературе.
Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как
избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении
анафоры: «И блеск, и шум, и говор волн»
(А.С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или
части сложного предложения связываются без помощи союзов:
Швед, русский колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин)
Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных
синтаксических конструкциях:
День – как трава расстилаюся.
Ночь – слезами умываюся. (Н.
А. Некрасов)
Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и
ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в
стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей:
Над вороным утесом –
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега – с трудом вкопав
В землю, смеясь, что первой
Встала,
в зари венце –
Макс!
мне было – так верно
Ждать
на твоем крыльце! (М. И.
Цветаева)
Инверсия – необычный
порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов)
«Обычный» порядок
слов в приведенном предложении должен быть таким: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но тогда это уже
перестанет быть стихотворением.
Антитеза – противопоставление образов и понятий:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж
собой ...
(А. С. Пушкин)
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:
Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А.
Волошин)
Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, в годах, в часах ... (А. Белый)
Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для
привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа:
Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В.
Гоголь)
Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на
него отклик, а чтобы обратить внимание на
изображаемое:
Татьяна! Милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)