Рекомендации психолога при подготовке к экзаменам
Самое важное в
подготовке к экзаменам – это эффективная организация процесса заучивания и
повторения.
Самый распространенный при подготовке среди школьников и студентов
способ – оставлять все на последний день и последнюю ночь – является самым
непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая
"каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить
нужную информацию, либо – в случае, если у вас очень хорошая память – все
более-менее в порядке до экзамен, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне,
но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного
хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не
было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную
память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой,
более нужной в настоящий момент.
Итак, я
предлагаю несколько способов организации процесса повторения, которые, как
показала практика, дают наибольший эффект. Выберите тот способ, который вам
показался ближе, тот, который подойдет именно вам.
I способ.
Ценность этого способа – в использовании перерывов при заучивании одного
билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы
повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после – через день.
II способ.
Организация рационального повторения:
1. Прочитать –
повторить.
2. Повторить
через 10-15 минут.
3. Повторить
через 8-9 часов.
4. Повторить
через день.
III способ.
Формула успешного повторения ОЧОГ.
О –
ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо,
подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.
Ч – чтение.
Прочитайте текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали, установите
их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.
О – обзор.
Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к
главным мыслям.
Г – главное.
Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе
вслух, припоминая при этом главные мысли.