Уровни компетенции в образовательной сфере

     Законодательство Российской Федерации установило 5 уровней компетенции в сфере образования.

     Первый уровень - исключительная компетенция Российской Федерации.

     Второй уровень - совместная компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Третий уровень - исключительная компетенция субъектов Российской Федерации.

     Четвертый уровень - компетенция органов местного самоуправления.

     Пятый уровень - компетенция образовательного учреждения.


Первый уровень - исключительная компетенция Российской Федерации, сфера которой применительно к области образования установлена в обобщенном виде в статье 71, подпункты "в" и "е" Конституции Российской Федерации: "в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации".
     Как установлено статьей 76 Конституции Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
     В области образования сфера исключительной компетенции Российской Федерации, установлена в ст. 28 Закона РФ "Об образовании". Согласно этой статье ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:
     1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
     2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
     3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
     4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
     5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
     6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
     7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
     8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
     9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;
     10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
     11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
     12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
     13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
     14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;
     15) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
     16) установление:

     17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
     18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
     19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
     20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
     21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
     22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
     23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.


Второй уровень - совместная компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, сфера которой применительно к области образования установлена в обобщенном виде в статье 72 (подпункты "1а", "1б" и "1е") Конституции Российской Федерации: "1а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; 1б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; 1е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта".
     В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В области образования таким федеральным законом является Закон Российской Федерации "Об образовании". В нем установлено разделение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования и установлены правовые нормы по вопросам, входящим в компетенцию Российской Федерации.


Третий уровень - исключительная компетенция субъектов Российской Федерации, сфера которой применительно к области образования установлена в статье 29 Закона Российской Федерации "Об образовании". Так, в 29 статье Закона сказано, что в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
     1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
     2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;
     3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
     4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
     5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
     6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
     7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
     8) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
     9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
     10) становление местных налогов и сборов на цели образования;
     11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
     12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;
     13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
     14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
     15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
     16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
     17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
     18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
     Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации регулируется разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 30 Закона РФ "Об образовании"). Также статьей 30 этого закона определено, что установленная статьями 28 и 29 этого Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.
     Конституцией Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения РФ, совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.


Четвертый уровень - компетенция органов местного самоуправления, сфера которой установлена в статье 31 Закона РФ "Об образовании". В соответствии с этой нормой права органы местного самоуправления ответственны за: