Городской методический центр информационных технологий Г.Мурманск

http://mcit.murmansk.org.ru

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И АНАЛИЗА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Шопина Г. Д., методист ГМЦИТ.

Достижение обязательных результатов обучения всеми учащимися становится сегодня одной из важнейших задач обучения. На это нацеливает учителей и программа по информатике (как, впрочем, и по любому другому учебному предмету), в которой организация достижения школьниками уровня обязательной подготовки рассматривается как принципиальная особенность учебного процесса.

Естественно, что степень достижения обязательных результатов обучения проверяется учителем посредством проведения различного вида контрольных работ.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач контроля в зависимости от его вида. Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Остановим свое внимание на периодическом контроле. Он осуществляется после завершения изучения крупных разделов программы. В нем учитываются и данные текущего контроля. Разновидностью периодического контроля являются контрольные работы. Для диагностики имеет большое значение их содержание.

При этом цель учителя очевидна — получить информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала в рамках выносимой на контроль темы.

А какова цель ученика? Если перед ним нет конкретной, осознаваемой им цели, то правомерно ли говорить о возможности получения положительного результата его деятельности? Если к отсутствию цели и мотивированности деятельности ребенка во время проведения контрольной работы добавить еще состояние тревоги, которое в той или иной степени испытывают большинство учащихся, то можно предположить, что полученный результат контроля будет много ниже реального уровня усвоения учеником учебного материала.

Методика подготовки к контрольной работе и анализа ее результатов

Предлагаемые мною элементы методики были получены как результат размышлений над всеми вышеперечисленными аспектами контроля знаний учащихся.

Цель методики: сформировать у учащихся алгоритм подготовки к контрольной работе и алгоритм анализа ее результатов, основанные на дидактических принципах прочного усвоения, систематичности и последовательности как ведущих в данной методике.

Задачи методики:

Структура методики.

Предлагаемая вашему вниманию методика состоит из двух этапов.

Этап I — подготовка к контрольной работе.

Этап II — анализ результатов контрольной работы.

Первому этапу соответствует один урок, второму — примерно 20 минут урока.

Этап 1

Центральной идеей первого этапа является процесс конструирования пространства урока, который выражается в совместной деятельности учащихся под руководством учителя и направлен на выявление предметного содержания, форм и средств контроля, что и составляет алгоритм подготовки к контрольной работе. В ходе этого процесса каждый ученик имеет свободу выбора учебных целей, которая выражается в его активном (или пассивном) отношении к учебной работе, самоопределении результата этой работы, самооценке своих возможностей и выборе средств своей деятельности.

Педагогические условия реализации этапа I.

  1. Логически завершена тема, определенная государственной программой и соответствующим тематическим планом.
  2. Изучен теоретический материал, составляющий содержание данной темы. Разъяснена его сущность.
  3. Выполнены наиболее типичные задания, на примере которых раскрываются методы и способы применения теоретических знаний к решению конкретных учебных задач.
  4. Выполнены все группы возможных упражнений, направленных на формирование определенных практических умений.
  5. Проведены все запланированные работы текущего контроля. Их результаты проанализированы учителем совместно с учащимися. В процесс обучения внесены соответствующие коррективы.
  6. Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания к первому уроку работы по данной методике: пользуясь учебником (и записями в тетради, если нужно), запишите в тетрадь теоретические вопросы и практические умения, по которым, на ваш взгляд, можно проверить, как усвоена данная тема (количество вопросов и умений учитель обязательно оговаривает, исходя из содержания темы и целей контроля).

Домашнее задание надо выполнить в виде таблицы (образец таблицы можно показать через кодоскоп). Например:

Теоретические вопросы

Практические умения

<Понятия> <0пределения>

<Правила> <Свойства>

 

 

 

 

 

 

Теоретические

Источник, где найти ответ

Практические умения

Источник, где найти ответ

<Понятия>

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

 

<0пределения>

1.

2.

3.

4.

 

 

 

<Правила>

1.

2.

3.

 

 

 

<Свойства>

1.

 

 

 

 

Итоги этапа I.

1. Снята стрессовая напряженность, связанная с предстоящей контрольной работой, так как каждый ученик знает, какой материал будет вынесен на контроль, в какой форме, какими средствами деятельности он владеет, какие вопросы он имеет возможность доработать.

2. Четко выявлен и структурирован круг теоретических вопросов, выносимых на контроль. (Важно, чтобы это сделали сами учащиеся.)

3. Найдены и обоснованы ответы на эти вопросы (и/или указаны источники, где эти ответы можно найти).

4. Обоснован уровень сложности каждой группы вопросов и, как следствие, выработаны критерии оценки.

5. Структурирован набор практических заданий, выносимый на контроль, а также для каждого вида заданий подобран способ или прием учебной деятельности, позволяющий получить правильный результат.

6. Выявлены возможные формы контроля и установлена их связь с контролируемым содержанием.

7. Определена цель деятельности учащихся на этом этапе.

8. Созданы условия для мотивации деятельности каждого ученика.

9. Сформирован алгоритм подготовки к контрольной работе.

Этап II

Главная идея второго этапа заключается в анализе содержания учебной деятельности, которой были заняты учащиеся в ходе подготовки к контрольной работе и в процессе ее написания.

Учащиеся часто бывают недовольны своей оценкой за выполнение контрольной работы, сравнивая ее с оценками других. Одна из причин недовольства, на наш взгляд, — отсутствие четких критериев, которые позволяли бы ученику самому достаточно объективно оценивать свою работу. Предлагаемый метод организации работы над ошибками позволяет решить проблему недовольства учащихся и перевести ее в русло осмысления учащимися своей деятельности в рамках контрольной работы.

Педагогические условия реализации этапа II.

1. Контрольная работа написана.

2. Учитель проверил и проанализировал работу. Цель анализа — выявление типичных ошибок.

3. Учитель оценил возможные причины ошибок.

4. С учетом вышеизложенного учитель составил план коррекции сложившейся ситуации.

5. Учитель составил план урока по теме “Анализ контрольной работы”.

Итоги этапа II.

1. Проверена результативность сформированного алгоритма подготовки к контрольной работе. В алгоритм внесены (если это было необходимо) дополнения и уточнения.

2. Еще раз, выборочно, подвергнуты проверке уровень усвоения предметного содержания и способы и приемы работы с ним.

3. Уточнены выработанные на первом этапе критерии и соотнесены с конкретными результатами деятельности каждого ученика в рамках контрольной работы.

4. Учащимися осознана объективность выставленной оценки.

5. Учащиеся критически оценили свою деятельность по подготовке к контролю.

Как показывает практический опыт работы по данной методике, такая форма учения доступна всем учащимся VII —ХI классов. Она дает возможность проявиться индивидуальности учащихся, позволяет оценить уровень овладения учебным материалом, уровень развитости мышления, умение классифицировать материал. Кроме того, содержание вопросов и выбор заданий позволяет учителю косвенно сориентироваться в выборе учащимися целей и моти-вированности их действий.

Пример применения методики

В качестве примера применения методики рассмотрим процесс подготовки к контрольной работе по информатике по теме “Информация. Информационные процессы. Представление информации” и анализа результатов этой контрольной работы.

Этот процесс занимает два урока (соответствующие двум этапам методики).

Урок 1 (этап 1 методики)

Тема урока: подготовка к контрольной работе по теме “Информация. Информационные процессы. Представление информации”.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по подготовке к контрольной работе ( конструирование пространства урока).

Как правило, при подготовке к контрольной работе учитель знает ее содержание. Следовательно, он может направить деятельность учащихся в нужное ему русло. Отсюда вытекают его локальные задачи.

Задачи урока:

Методические приемы:

Ход урока

I. Актуализация деятельности учащихся.

Учитель сообщает учащимся, что настоящий урок будет посвящен подготовке к контрольной работе по теме “Информация. Информационные процессы. Представление информации”, и просит их сформулировать, исходя из темы урока, возможные цели их деятельности.

Естественно, что к целеполаганию учащиеся привыкнут не сразу. Но если данную методику применять постоянно, то этот первый и очень важный для дальнейшей деятельности шаг не будет вызывать затруднений. На этом этапе урока закладывается также основа мотивации дальнейшей деятельности детей как на этом уроке, так и на самой контрольной.

Учащиеся предлагают различные версии цели:

а) подготовиться к контрольной работе;

б) повторить пройденное;

в) разобрать наиболее трудные вопросы темы и т. д.

Если среди высказанных версий найдется наиболее близкая по сути к той, которая нужна учителю для реализации замысла урока, то она обсуждается и редактируется, а затем записывается в тетрадь.

Если же такой версии нет, то учитель должен быть готов (иметь прием, способ) подвести рассуждения учащихся к нужной ему формулировке, например так: все перечисленные вами цели конечно же имеют право на существование. Но подумайте, в чем их недостаток.

Как правило, найдется ученик, который заметит, что эти цели поставлены в очень общей форме.

Учитель. Ответьте себе на вопрос: что бы вы хотели знать, идя на контрольную работу?

Далее делается пауза, детям дается время для осмысления и формулирования цели.

 

Цель учащихся: подготовиться к контрольной работе, т. е. выяснить:

а) круг и уровень сложности вопросов, выносимых на контроль;

б) формы контроля;

в) способы и методы выполнения заданий, выносимых на контроль;

г) способы и приемы подготовки к контрольной работе.

II. Выявление теоретических вопросов и практических умений.

Учитель предлагает учащимся, пользуясь выполненным домашним заданием, перечислить те теоретические вопросы и практические умения, по которым, на их взгляд, можно проверить, как усвоена тема.

На основе таблиц, заготовленных дома, строится обобщающая таблица вида:

Теоретические вопросы

Практические умения

Что значит выполнить МПЗ?

Уметь отличить поставленную задачу от не поставленной

 

 

 

Затем учитель обращается к теоретической части этой таблицы и спрашивает учащихся, как они будут реализовывать эту часть плана подготовки к контрольной работе и где можно почерпнуть информацию.

Учащиеся отвечают:

а) выучить,

б) повторить по учебнику,

в) посмотреть в тетради и т.д.

Если есть необходимость, учителю следует еще раз указать параграфы, номера страниц, выписать формулы и т. п.

Вся эта информация вносится в таблицу.

Аналогичная работа проводится и со второй частью таблицы.

В итоге таблица должна принять следующий вид:

Теоретические вопросы

Практические умения

Что значит выполнить МПЗ?

Вопрос репродуктивный; выучить; учебник с. 140

Уметь отличить поставленную задачу от не поставленной

Вопрос продуктивный; главный признак — наличие/отсутствие раздела “Связь”; образцы в тетради

:

 

Завершая эту работу, учитель предлагает учащимся сравнить полученную общими усилиями таблицу с его таблицей (кодоскоп).

Чем больше теоретических вопросов и практических умений в таблицах совпало, тем лучше отобран и классифицирован материал, выносимый на контроль. Если же в

таблице учителя есть вопросы и умения, отличные от вопросов и умений в ученической таблице, то их нужно разобрать по той же схеме. При этом обосновывать значимость вопроса должны ученики.

III. Работа с практическими заданиями.

Учитель напоминает учащимся, что при решении задач теоретические знания и практические умения тесно переплетаются, а также, что в ходе работы над таблицей они определили возможный круг практических заданий и способы их выполнения. Он предлагает ученикам на практике проверить зафиксированные в таблице предположения и убедиться в готовности к контрольной работе.

Учащимся дается таблица (кодоскоп) с тремя задачами.

Задание.

Определите, поставлены ли данные вам задачи. Ответ обоснуйте. (Дается время для выполнения задания.)

 

 

 

Определить площадь треугольника

Определить площадь треугольника, если известны длины его сторон а, Ь, с

П е р и м етр треугольника известен, определить его площадь

 

Учитель. Кто хочет обнародовать свое решение? (Если желающих нет, то учитель решает этот вопрос сам.)

Пожалуйста, Сережа, определи, поставлена ли задача 1.

Сережа. Наше задание — определить, поставлена ли задача. Мы знаем, что задача поставлена, если в ее тексте можно найти ответы на четыре вопроса:

Что дано?

Что требуется найти?

Как связаны между собой исходные

данные и искомые результаты?

При каких условиях решение задачи

возможно?

МПЗ выполняется по схеме. Запишем эту схему:

Дано: треугольник.

Найти: S — площадь треугольника.

Связь:

При:

Из схемы видно, что мы не можем заполнить раздел “Связь”, так как в условии задачи нет ни одного конкретного элемента треугольника. Нельзя применить ни одну из известных нам формул, следовательно, задача не поставлена.

Учитель. Все ли согласны с Сережей?

Ученики. Все.

Учитель. А какие формулы для нахождения площади треугольника вы знаете?

(Сережа записывает их на доске. Учащиеся еще раз наглядно убеждаются, что в данном случае их использовать нельзя.)

Учитель. Проверьте себя. Что мы использовали в качестве средства деятельности при решении этой задачи?

Саша. Теоретические знания.

Марина. Схему МПЗ.

Ол я. Я думаю, как Марина.

М а ш а. Я тоже думаю, что схему МПЗ.

Учитель. Значит, Саша не прав? Саша, а ты не изменил своего мнения?

Саша. Я не уточнил свой ответ. Теоретические знания о МПЗ и ее схеме.

Учитель. Есть еще вопросы по этой задаче? Переходим к задаче 2.

Задача 2 разбирается аналогично. Приведем ее решение.

МПЗ:

Дано: а, Ь, с — стороны треугольника. Найти: S — площадь треугольники. Связь: р = (а + b + с)/2

S == Ур • - а) • (р - Ь) ' (р - с) При: а > 0, b > 0, с > О,

a+b>c,a+c>b,b+c>a.

Вывод, который делают учащиеся: задача поставлена. Получены ответы на все четыре вопроса.

В ходе работы над задачей 2 можно разобрать еще такие вопросы:

1) Какой раздел схемы МПЗ несет самую главную смысловую нагрузку? Ответ: раздел “Связь”.

2) В каких случаях вы не сможете заполнить этот раздел схемы? Ответы:

а) не знаем формулу;

б) не можем указать, как связаны исходные данные и результат;

в) забыли формулу или правило.

3) Мы готовимся к контрольной работе по информатике, а ее успешное выполнение зависит в данном случае от знания геометрии. Нет ли здесь противоречия и нарушения ваших ученических прав?

Ответы:

а) думаю, нарушения нет, так как мы заканчиваем школу и должны знать все то, чему нас учили;

б) такую задачу включать можно, но нас нужно предупредить или разрешить пользоваться справочником;

в) мы должны уметь применять знания, полученные на одном уроке, на любом другом уроке, например, мы ведь пишем не только на уроке русского языка.

Заканчивая урок, учитель просит учащихся оценить, достигнута ли поставленная цель, остались ли у них невыясненные вопросы.

Урок 2 (этап II методики)

Тема урока: Анализ контрольной работы.

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на анализ их контрольных работ и осмысление допущенных ошибок.

Ход урока

Учитель сообщает учащимся свое мнение о результатах контрольной работы (тетради с контрольной работой не раздаются) и организует целеполагание учащихся.

Цель учащихся: понять суть ошибок, выявить их причину и оценить объективность поставленной оценки.

Учитель высвечивает с помощью кодоскопа на экран текст задачи, в решении которой допущена наиболее типичная ошибка, не называя автора работы, и просит учащихся проанализировать это решение на предмет его правильности.

Учащиеся комментируют решение, давая оценку допущенным ошибкам.

В результате будет достигнуто общее понимание того, что нужно было знать и делать, чтобы решить задачу правильно, т. е. группа критериев оценки будет выработана и согласована коллегиально.

После того как на доске разобраны и оценены все отобранные учителем задания, раздаются тетради с контрольными работами и учащимся дается время для осмысления своих ошибок и оценок.

Опыт подобного анализа контрольных работ показывает, что при наличии принятых учениками критериев оценки работ самооценка ребят легко согласуется с оценкой учителя и служит не столько оценкой личных качеств ученика, сколько средством и ориентиром его самосовершенствования.

Литература

1. Школьные технологии. 1996. № 6.

2. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М„ 1996.

3. Вернер И. Я., Журавлев И. К. Современная дидактика: теория — практике. М.:ИТП и МИО РАО, 1994.

5. Пономарева Е.А. Организация рефлексии учащихся при анализе контрольных работ//Педагогический поиск. 1994. №5—6.

6. Шопина Г. Д. "Из опыта преподавания темы “Информация. Информационные процессы. Представление информации” в базовом курсе информатики 7 - 9 класс".

Hosted by uCoz